Abaev Dictionary: entry <hi rendition="#rend_italic">Naf</hi>

Translated from Russian in 2020 by Oleg Belyaev (ed.), Irina Khomchenkova, Julia Sinitsyna and Vadim Dyachkov.

Абаев, Василий Иванович. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. A–Kʼ. М.–Л.: Наука, 1958. С. ??–??.
font-variant: italic; font-variant: small-caps; quotes: "‘" "’"; quotes: "«" "»";
Naf
название божества и праздникаname of a deity and holiday по Вс. Миллеру (Сл. II 840), неделя пиршества according to Ws. Miller (Dict. II 840), week of feasting
более известен more well-known as Unaly Naf
Наф селения Унал (в Алагирском ущелье) Naf of the village Unal (in the Alagir gorge)
по-видимому, в прошлом каждое селение, жители которого принадлежали к одной фамилии, имело свой Наф; отсюда выражение apparently, in the past every village whose people were from the same clan had its own Naf; hence the expression
næxī Naf
наш Наф our Naf
. В некоторых селениях (например в Сба Южной Осетии) Нафу была посвящена особая пашня; ячмень, собранный с этой пашни, шел на пиво, приготовляемое к празднику Наф. Наф справлялся ранней весной, близко к komaxsænначалу Великого поста. . In some villages (e.g. in Sba of South Ossetia) a special tillage was dedicated to Naf; the barley harvested from this tillage was used for beer brewed for the Naf holiday. Naf was celebrated in early spring, close to komaxsænstart of Lent Nafy fydæxæj по немилости Нафа by Naf’s disfavour Nafi kuvd пиршество Нафа (в смысле обильное, богатое пиршество) Naf’s feast (in the sense abundant, reach banquet) Naf bynatimæ bast ū Наф связан с местом (с селением) Naf is connected to the place (to the village) Nafy fysym wyd radæj. K˳yvd kodtoj 4 bony. Nafy xæznatæ īw wydysty kūvændony. Bægæny kodtoj kʼūsbaræj. Nafæn k˳yvtoj ærtæ myggaǵy. Ikʼatæ, Qammærzatæ æmæ X˳ydæltæ (обязанности) хозяина на (празднике) Нафа исполнялись по очереди. Пиршество продолжалось 4 дня. Реликвии Нафа находились в святилище. Пиво приготовляли из подворного сбора. Нафу поклонялись три фамилии: Икаевы, Каммарзаевы и Худаловы (the responsibilities of) the host on the (holiday) of Naf were (carried out) in turn. The celebration proceeded for 4 days. The relics of Naf were located in the sanctuary. Beer was brewed from ingredients gathered from each homestead. Three clans worshipped the Naf: the Ikʼatæ, the Qammærzatæ and the Khudæltæ из материалов Е. Бараковойfrom the materials of E. Barakova dywwæ Nafy ʽxsæn ærtyccægmæ myn nyvond īs к среде между двумя Нафами (имеется в виду Unaly Naf Унальский Наф и næxī Naf наш Наф) у меня посвящено жертвенное животное for Wednesday between the two Nafs (viz. Unaly Naf the Naf of Unal and næxī Naf our Naf) I have a sacrificial animal dedicated fyccag Naf k˳y ʽrbalæwwy, wæd rūvas jæ læppynty īxyl cæwyn nal awaʒy когда наступает первый Наф, лиса не позволяет больше своим детенышам идти по льду when the first Naf comes, the fox no longer allows its cubs to walk on ice III 205 Nafi kuvdi alli bon dær xwærzæfses на обильном (нафовском) пиршестве он каждый день сыт вдоволь in an abundant (Naf) banquet he is satiated plenty every day 48 mingi razdær, kud alkæd, otæ Nafi kuvdi badtæj немного ранее он, как обычно, сидел на богатом пиру somewhat earlier he, as usual, sat in a rich banquet 47 . — От Naf образовано распространенное мужское имя Nafi. . — The widespread masculine name Nafi is derived from Naf По-видимому, речь идет о божестве рода; ср. najfat (из Nafi- wat) место родового собрания. В этом случае Naf неотделимо от nāf (nʼβ) народ, люди, община, nāf (hamnāf родич), пехл. nāf, ав. nāfah- семья, род, народ (hama-nāfaena- того же рода, той же породы); с вероятностью восстанавливается также nāfa- род (Mayrhofer, Orientalia 33, 1964, стр. 83).О значении и социальных функциях nafah- см.: Периханян. Агнатические группы в древнем Иране. 1968 III 34, 39, 50.. Ар. nābh-, nābhas- означало пупок, откуда родство, семья, род (пупок — символ кровного родства); ср. ос. naf(f)æ пупок. — Типологическим двойником ос. Naf является восточнославянское божество Род. Ср. также в древнеиндийском, с одной стороны, gotra- род, с другой — gotradevatā- родовое божество. — Из иранского идет, возможно, nép народ, из осетинского — Napra название божества и летнего праздника ( XXXII 3 108 сл. 286 сл.). Отложилось в топонимике Балкарии: Naf-žijak место в сел. В. Чегем (Коков и Шахмурзаев. Балк. топоним. сл. Нальчик, 1970, стр. 104)). 110, 111, 117; 581. This word probably denotes a deity of the clan; cf. najfat (from Nafi- wat) clan meeting place. In this case Naf cannot be separated from nāf (nʼβ) people, commune, nāf (hamnāf relative), nāf, nāfah- family, clan, people (hama-nāfaena- of the same stock, of the same breed); with a degree of certainty we can also reconstruct nāfa- clan (Mayrhofer, Orientalia 33, 1964, p. 83).On the meaning and social functions of nafah- see: Perixanjan. Agnatičeskie gruppy v drevnem irane [Agnatic groups in ancient Iran] 1968 III 34, 39, 50. nābh-, nābhas- meant navel, whence relationship, family, clan (navel as the symbol of blood relationship); cf. Ossetic naf(f)æ navel. — A typological double of Ossetic Naf is the East Slavic deity Rod lit. clan. Cf. also in Old Indic, on the one hand, gotra- clan, on the other, gotradevatā- clan deity. — From Iranian possibly comes nép people, from Ossetic, Napra name of a deity and a summer holiday ( XXXII 3 108 ff. 286 ff.). This word also left its traces in the toponymy of Balkaria: Naf-žijak place in the Upper Chegem village (Kokov and Šaxmurzaev. Balkarskij toponimičeskij slovarʼ [Balkar toponymic dictionary] Nalchik, 1970, p. 104). 110, 111, 117; 581.