Translated from Russian in 2020 by Oleg Belyaev (ed.), Irina Khomchenkova, Julia Sinitsyna and Vadim Dyachkov.
В загробном мире души так же стареют, как люди на земле. Для обновления им служит особая пища — тело Руймона (змеевидного чудовища), о происхождении которого рассказывается следующее поверье. Руймон родится от оленя. Когда самка разрешилась, она отбегает далеко и смотрит на теленка. Если он похож на нее, она возвращается назад и кормит его. Иногда же новорожденный вырывает деревья с корнями и грызет зубами землю; это признак того, что он — Руймон, и тогда мать убегает от него. Руймон, к счастью для людей, родится слепым. Чтобы спасти людей, белый Jелиа (Уорс Jелиа) спускает с неба цепь, окруженную облаками, накидывает ее на шею чудовища и тянет его вверх. Jелиа спешит это сделать, пока Руймон не прозрит и не издаст крик. Если Руймон станет зрячим, он разрастается на такое пространство, какое обнимает глазом, а если человек услышит его рев, то заболеет и умрет. В то время как Руймон доходит в цепи до неба, небесные духи от него мечами рубят куски и раздают мертвым. Те варят из них себе взвар и, вкусив его, снова молодеют, т. е. принимают тот возраст, в котором умерло тело(
In the afterlife, souls age as much as people on earth. For renewal, they are served a special food — the body of Ruymon (serpentine monster), on the origin of which the following legend is told. Ruymon is born from a deer. When the female has given birth, it runs far away and looks at the calf. If it looks like her, she comes back and feeds it. Sometimes a newborn pulls up trees by the roots and bites the ground with its teeth; this is a sign that it is Rujmon, and then the mother runs away from it. Rujmon, fortunately for people, is born blind. To save people, the white Yelia ((Wors Jelia ) lowers a chain from the sky, surrounded by clouds, throws it around the neck of the monster and pulls it up. Yelia is in a hurry to do this before Ruymon gains its sight and lets out a scream. If Ruymon gains sight, it grows so large as to fill a space it can see with its eye, and if a person hears its roar, they will get sick and die. While Ruymon is going up to the sky in chains, heavenly spirits cut pieces from it with swords and give them to the dead. They cook this and, having tasted it, they become younger again, i.e. they become the age at which the body died
mulkgin ba —Rujmon
богач — это Руймон (чудовище)
the rich man is Rujmon (a monster)
Rujmon … mardmæ æ ǧælæs fæxxælew kodta
Руймон раскрыл пасть на покойника
Rujmon opened his mouth at the dead man
подземный (нижний) дух
небесный (верхний) дух
дух
Злой Дух
Ариман
Рим
римлянин. Формант
осетин
дигорец
кабардинец
римлянин
пахарь
пашня
зима
Римлянинмог стать синонимом
страшилищаеще в ту эпоху, когда причерноморские племена, в том числе предки осетин, аланы, воодушевляемые царем Понта Митридатом Евпатором, вели жестокую борьбу с Римом (I в. до н. э.). Столкновения племен Северного Причерноморья с римлянами продолжались вплоть до падения Рима в 410 г. Таким образом, не менее четырех столетий аланы знали о великом городе на Тибре и имели ратные дела с его легионами.
чудовище,
страшилищеи т. п. Такие примеры известны. Название племени
демон, а производное от него
людоед
венгр
Изображение на этокской статуе может быть прямо названо иллюстрацией осетинского и, вероятно, северокавказского народного верования о божестве-змееборце, избавляющем мир от чудовищного змея(
underground (lower) spirit
heavenly (upper) spirit
spirit
Angry Spirit
Ariman
Rome
Roman. The formant
Ossetian (Iron)
Digor Ossetian
Kabardian
Roman
ploughman
arable land
winter
Romancould have become synonymous with the
bogeymanback in the era when the Black Sea tribes, including the ancestors of the Ossetians, the Alans, inspired by the king of Pontus Mithridates Evpator, waged a fierce struggle with Rome (I century BC). The clashes between the tribes of the Northern Black Sea region and the Romans continued until the fall of Rome in 410. Thus, for at least four centuries, the Alans knew about the great city on the Tiber and had military affairs with its legions.
monster, a
bogeyman, etc. Such examples are known. The name of the
demon, and its derivative
cannical
Hungarian
The image on the Etoka statue can be directly called an illustration of the Ossetian and probably North Caucasian folk belief about the snake-fighting deity ridding the world of a monstrous snake(