Abaev Dictionary: entry <hi rendition="#rend_italic">tūǵǵyn</hi>

Translated from Russian in 2020 by Oleg Belyaev (ed.), Irina Khomchenkova, Julia Sinitsyna and Vadim Dyachkov.

Абаев, Василий Иванович. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Т. I. A–Kʼ. М.–Л.: Наука, 1958. С. ??–??.
font-variant: italic; font-variant: small-caps; quotes: "‘" "’"; quotes: "«" "»";
tūǵǵyn
toggin
кровник bloodine . Кровная месть была в прошлом одним из нерушимых институтов обычного права осетин. В случае убийства на ближайших родственников убитого — брата, сына, отца, — а также на других его родичей возлагались право и обязанность осуществить кровную месть — tūg rajsyn взять кровь. Жертвой мстителя мог стать как сам убийца, так и любой из его родичей (). В результате два рода становились друг для друга tūǵǵyntæ кровниками и их вражда, продолжаясь из поколения в поколение, могла привести к опустошению одного или обоих родов. Никакие описания родовых междуусобий в песнях Эдды и Нибелунгах не в состоянии дать такого верного представления о... кровной мести, как сухой перечень фактов, делаемый протоколами медиаторского суда в Дигории или Алагире (М. Ковалевский. Современный обычай и древний закон, II. М., 1886, стр. 3стр. 3) . Фольклор, героический эпос, историко-героические песни, предания изобилуют сюжетами кровной мести. Месть героя Батраза за кровь отца — один из центральных эпизодов Нартовской эпопеи. Многолетняя вражда между нартовскими фамилиями Borætæ и Æxsærtæggatæ также была следствием обычая кровной мести. Повинуясь этому неписаному закону и слыша постоянные призывы своей матери к мести, герой популярной поэмы Æfxærdty Xæsanæ в жестокой схватке уничтожает девять представителей рода Muldartæ, один из которых убил его отца, когда Xæsanæ был еще ребенком. Иногда кровников удавалось примирить при посредничестве особо авторитетных и красноречивых стариков, с соблюдением особого ритуала и уплатой выкупа tūǵy arǧ цена крови. Tūǵy arǧ wyd alyx˳yzon: fæste cæfæn fyldær, razæj cæfæn — kʼaddær Цена крови была разная: за удар или выстрел сзади — больше, за удар или выстрел спереди — меньше Цена крови была разная: за удар или выстрел сзади — больше, за удар или выстрел спереди — меньше из этнографических материалов Е. Бараковойиз этнографических материалов Е. Бараковой . Денежный выкуп достигал æstdæs æstdæs tumany восемнадцать раз восемнадцать червонцев. О непомерно высокой цене и по сей день говорят: tūǵi arǧ цена крови . Blood feud was in the past one of the inviolable institutions of Ossetian customary law. In case of a murder, the closest relatives of the murdered person (brother, son, father as well as his other relatives) were given the right and duty to carry out blood feuds, tūg rajsyn take blood. The victim of the avenger could be both the killer himself and any of his relatives. (). As a result, the two clans became tūǵǵyntæ blood enemies for each other, and their enmity, continuing from generation to generation, could lead to the devastation of one or both clans. No descriptions of tribal civil strife in the songs from Edda and the Nibelungs are able to give such a true picture of... blood feud like a dry list of facts made by the protocols of the mediator court in Digoria or Alagir (M. Kovalevskij. Sovremennyj obyčaj i drevnij zakon [Modern custom and ancient law], II. Moscow, 1886, стр. 3p. 3) . Folklore, heroic epic, historic songs about heroes, legends abound with plots of blood feud. The revenge of the hero Batraz for the blood of his father is one of the central episodes of the Nart epic. Long-term enmity between the Nart surnames Borætæ and Æxsærtæggatæ was also a consequence of the custom of blood feud. Obeying this unwritten law and hearing his motherʼs constant calls for revenge, the hero of the popular poem Æfxærdty Xæsanæ destroys n a fierce battle nine representatives of the genus Muldartæ, one of whom killed his father when Xæsanæ was still a child. Sometimes it was possible to reconcile the blood enemies through the mediation of especially authoritative and eloquent old men, with the observance of a special ritual and the payment of a ransom called tūǵy arǧ price of blood. Tūǵy arǧ wyd alyx˳yzon: fæste cæfæn fyldær, razæj cæfæn — kʼaddær Цена крови была разная: за удар или выстрел сзади — больше, за удар или выстрел спереди — меньше The price of blood was different: for a blow or shot from behind it was higher, for a blow or shot from the front it was lower из этнографических материалов Е. Бараковойfrom ethnographic materials of E. Barakova . The cash ransom could reach æstdæs æstdæs tumany eighteen times eighteen gold pieces. Until now, exorbitant prices are called tūǵi arǧ price of blood tūǵǵyn yn festadtæn q˳wamæ я, должно быть, стал для него кровником I must have become his bloodline 97 Girgoly tūǵǵyntæ dywwadæsæj jæ razmæ babadtysty кровники Джиргола в количестве двенадцати засели в засаде впереди него Jirgolʼs bloodlines in the amount of twelve sat in ambush in front of him 32 Tulatæ wydysty ragon tūǵǵyn Sawatæj (род) Тулаевых был давно кровником (рода) Саваевых Tulaevs (family) was long a blood enemy of Savaevs (family) 103 tūǵǵyny zærdæ jæm badardton я стал испытывать к нему чувства (сердце) кровника I started to have feelings (heart) of a bloodline for him (он стал мне ненавистен) (he became hateful to me) 122 Tutyry ærtæ bony... tūǵǵyn īw tūǵǵyny farsmæ dær ysbadtaid в три дня (праздника) Тутыра (даже) кровник мог сесть рядом с кровником on three days of the (feast of) Tutyr (even) a bloodline could sit next to his blood-line 73 Bega... jæ tūǵǵyny fædyl næ xæst kodta Бега не мог напасть на след своего кровника Bega couldnʼt get on the trail of his bloodline 186 fīdydy tyxxæj īw ḱyzg radtoj, kæmæj fætūǵǵyn sty ūmæn; ūj x˳ydtoj cyty ḱyzg ради примирения отдавали девушку тому, с кем стали кровниками; она называлась девушка чести for the sake of reconciliation, they gave a girl to the one with whom they became bloodlines; she was called girl of honour III 170 duwwæ toggin muggagi bafedawun kænunmæ (Digori) alkedær agurdta Kʼornati Begaj для примирения двух фамилий-кровников (в Дигории) каждый искал (в качестве посредника) Корнаева Бега for the reconciliation of two bloodline surnames (in Digoria), everyone was looking for Kornaev Beg (as an intermediary) 1949 II 27 eci ʒamani, mæ xortæ, togi ǧuddag karz ævard adtæj iron adæmmæ; toggini rastæj, xæramæj næ farstoncæ; æ arǧ ba wæzzaw æma zin bafedæn adtæj в то время, мои солнышки, дело крови (кровной мести) было поставлено у осетин очень жестко (строго); кровника не спрашивали, прав он или виноват; цена же ее (крови) была тяжелая и трудная для уплаты at that time, my suns, the matter of blood (blood feud) was very tough (strict) among the Ossetians; they didnʼt ask the bloodline whether he was right or wrong; the price of its (blood) was heavy and difficult to pay 1956 VI 55 Производное от tūgtog с помощью форманта -gyn | -gin ( § 182). Derived from tūgtog using the formant -gyn | -gin ( § 182).