Translated from Russian in 2020 by Oleg Belyaev (ed.), Irina Khomchenkova, Julia Sinitsyna and Vadim Dyachkov.
ваюг
awæyug
(были созданы Богом прежде Нартов и обладали непомерным ростом и силой
злой дух,
бес,
демон
злой дух
божество
черт
черти
ваюгдействуют как идентичные или родственные существа (например:
Посвящении коня покойнику
Посвящении коня покойнику
добрыеваюги, у которых, например, в качестве воспитанников живут герои сказок (
реалистическихрассказов) о ваюгах. Говорили, что у некоего Караева стали по ночам слышаться в доме непонятные звуки — стуки, грохот, хлопанье окон и дверей и т. п. Знахарка объяснила, что все это — дело ваюга. Оказывается, в свое время Караев, обтесывая камень для постройки, попал осколком в ваюгова сына и поранил его. Ночные шумы — месть ваюга за своего сына. Ср. аналогичные рассказы о
. Рассказывали также о двух ваюгах, которые перекидывались через реку Терек каменными глыбами. На глыбах будто бы до сих пор видны отпечатки их пальцев. Об одном жителе нашего аула, по имени Гаппо, говорили, что он повредился умом после того, как встретился с ваюгами. Один обширный и ровный покосный участок на склоне горы близ аула Ухат носил названиеЕn jetant une pierre on risque d’atteindre et de tuer un petit jinn et de provoquer par là la vengeance des autres jinns( ) Christensen .Essai sur la démonologie iranienne .Copenhague ,1941 ,стр. 80
гумно ваюга
). К этой жеvielköpfige, menschenfressende Fabelwesen, unter verschiedenen Benennungen dem grössten Teil asiatischer Folklore eigen: Ramstedt .Nordmongolische Volksdichtung .Helsinki ,1974 ,II 313 et passim
породеотносятся греческие циклопы. Рассказ
Нарт Урузмаг и кривой ваюг
гигант,
гигантский,
огромный
(had been created by God before the Narts and had incredible height and strength
evil spirit,
devil,
demon
evil spirit
deity
devil
deviland the
wæyugact as identical or related beings (e.g.:
Dedication of a Horse to the Deceased
goodwæyugs are also sometimes encountered, with whom, for example, fairy tale heroes live as foster children (
realisticstories) of wæyugs. They said that in the house of a certain man of the Qaratæ strange sounds started to be heard at night: knocking, rumble, slamming of windows and doors etc. The medicine woman explained that all of this is the work of a wæyug. It turned out that this Qaraty, when he was trimming a stone for constructions, hit the son of the wæyug with a splinter and injured him. The night noises were the wæyug’s vengeance for his son. Cf. similar stories of
. I was also told about two wæyugs who threw stone blocks at each other over the river Terek. Supposedly their fingerprints are still visible on the blocks. Of one inhabitant of our village named Gappo it was said that he became insane after meeting wæyugs. One wide and flat mowing plot at the mountain slope near the village Ukhat had the nameЕn jetant une pierre on risque d’atteindre et de tuer un petit jinn et de provoquer par là la vengeance des autres jinns( ) Christensen .Essai sur la démonologie iranienne .Copenhague ,1941 ,p. 80
wæyug’s threshing-floor
cannibals
). The Greek cyclops belong to the samevielköpfige, menschenfressende Fabelwesen, unter verschiedenen Benennungen dem grössten Teil asiatischer Folklore eigen: Ramstedt .Nordmongolische Volksdichtung .Helsinki ,1974 ,II 313 et passim
breed. The story
The Nart Ururzmæg and the squint-eyed wæyug
a giant,
gigantic,
huge
avd særywæjygyl zajy
семь голов вырастает на ваюге
seven heads grow on a wæyug
raǵywæjygmæ læskʒæræn īw mæg˳yr læg card
давно у ваюга в качестве пастуха-издольщика жил один бедняк
a long time ago one poor man lived at a wæyug’s as a sharefarming shepherd
mærdty fsæn dwærttæ dyn īwwæjyg bakænʒæn
железные врата (царства) мертвых откроет тебе один ваюг
one wæyug will open to you the iron gates of the (land) of the dead
soqq˳yrwæjyǵy fyrt xoxæj kastī Nartæm
сын кривого великана смотрел с горы на Нартов
the son of the squint-eyed giant looked at the Narts from the mountain
soqq˳yrwæjyg rawaʒy wady dymdtæm jæ fos
кривой ваюг выпускает на бесснежные места свою баранту
the squint-eyed giant lets out his cattle onto snowless areas
wæjg˳ytaw badync styr bærzond xæxtæ
как ваюги, сидят огромные высокие горы
like wæyugs, great high mountains are sitting
ævdsæron ūrswæjyǵy æmæ zariag kalmy arǧaw
сказка о семиголовом белом ваюге и драконе
a tale of the seven-headed white wæyug and the dragon
wydīs axæm ræstæg æmæ adæm wydysty xæjræǵyty æmæwæjgoyty kʼuxy...; fyccagwæjyg wyd farastsæron, dykkag — ævdsæron, ærtykkag — ærtæsæron
было такое время, когда люди были во власти (в руке) чертей и ваюгов...; первый ваюг был девятиголовый, второй — семиголовый, третий — трехголовый
there was a time when people were in the power (in the hand) of demons and wæyugs...; the first wæyug was nine-headed, the second, seven-headed, the third, three-headed
...sæ razmæ synwæjyg æfs ædtæ æmæ xæjræǵyty rakodta
...вывел против них войско (состоявшее) из ваюгов и чертей
…brought out against them an army (consisting) of wæyugs and demons
(arv ferttyvta) cyma arǧæwttywæjyg zyng jæxsæj fevzysta
(блеснула молния) как если бы сказочный ваюг взмахнул огненной плетью
(a thunderbolt flashed) as if a fairy-tale wæyug had waved a fiery whip
(je ’fsadi) adtæj sædsæronwæjgutæ
(в его войске) были стоголовые ваюги
(in his army) there were hundred-headed wæyugs
wæjug (suvælloni) ... sagi fid æma xui qanzæj xæssun bajdædta
ваюг стал выкармливать (ребенка) оленьим мясом и кабаньим мозгом
the wæyug started feeding (the child) with deer meat and boar marrow
wæjyg læg
огромный, мощного сложения мужчина
a huge, strongly-built man
wæjug sovxozti færci xwar saræx oʒænæj
благодаря гигантским совхозам зерна станет в изобилии
thanks to the huge sovkhozes grain will be in abundance
ветер
бескостноефонетическое тело имени этого божества (два сонанта,
воздух
воздушный
колдун
чародей
ночное чудовище
горный дух
исполин
сверхчеловеческое существо, рождающееся из вихря, смерча
);: Геродот (I 131 поклоняются солнцу, луне, земле, огню, воде, ветрам
бог ветра
могучий Ваюка
Согдиана
чистый
святой
ἄνεμος) и Мечом (
ἀκινάκης); см.:
колоссальное создание простонародного воображения, — как уже отмечалось, выступает в одноименной повести как демон смерти. Об этом свидетельствуют:
Владыка ветер
Ἀπόλλων νόμιος
пастушеский Аполлон
бог Вей
продаю
бог мщения и загробного мира
,the demonizing of the gods() Burrow .The Proto-Indoaryans .1973, стр. 131
— обычное явление в истории peлигий, в частности у индоиранских народов. Она может быть, во-первых, результатом межплеменных антагонизмов: боги враждебного племени низводятся в ранг демонов. Во-вторых, она может быть связана с религиозной реформой или переходом в новую веру: старые боги становятся демонами. ДемонизацияDemonisierung der Gottheiten() Wikander .Der arische Männerbund .Lund ,1938 ,стр. 56
.…schon in indogermanischer Zeit gab es einan in zwei Aspekten erscheinenden(Doppelgott, der verschieden ausgestattet worden ist nach den jeweiligen lokalen und klimatischen Verhältnissen) Johansson .Die altindische Göttin Dhiṣaṇa und Verwandtes .Uppsala—Leipzig ,1917 ,стр. 136
охотник
бежать
преследовать
. Верно, что мы видим иногда ваюгов на охоте, напримерDumézil ,le malheur est que les géants ossètes ne se caractérisent ni comme chasseurs ni comme coureurs() 1959, стр. 172, прим. 1
ваюг отправился на охоту
охотник
бог ветра
охотник
сказочный великан
громадный
огромный
преисподняя
громадина
великий
нечистый
часто в приложении к(злому духу :wääba daw ) 15
wind
spinelessphonetic structure of the name of this deity (two sonorants,
air
aerial
sorcerer
wizard
night beast
mountain spirit
giant
superhuman being born of whirlwind, tornado
);: Herodotus (I 131 they sacrifice also to the sun and moon and earth and fire and water and winds.
god of wind
the powerful Wayuka
Sogdiana
pure
holy
ἄνεμος) and the Sword (
ἀκινάκης); see:
a colossal creation of folk imagination— as already mentioned, acts in the eponymous tale as a demon of death. This is testified by:
Wind lord
Ἀπόλλων νόμιος
shepherd Apollo
god Vey
I sell
god of vengeance and the afterworld
,The demonizing of the gods() Burrow .The Proto-Indoaryans .1973, p. 131
is a common phenomenon in the history of religion, among Indo-Iranian peoples in particular. It can be, first, the result of inter-tribal anagonisms: gods of a hostile tribe are reduced to the rank of demons. Second, it can be related to religious reform or a shift to a new creed: the old gods become demons. The demonization ofDemonisierung der Gottheiten() Wikander .Der arische Männerbund .Lund ,1938 ,p. 56
.…schon in indogermanischer Zeit gab es einan in zwei Aspekten erscheinenden(Doppelgott, der verschieden ausgestattet worden ist nach den jeweiligen lokalen und klimatischen Verhältnissen) Johansson .Die altindische Göttin Dhiṣaṇa und Verwandtes .Uppsala—Leipzig ,1917 ,p. 136
hunter
run
go after
. It is true that wæyugs are sometimes shown hunting, e.g.Dumézil ,le malheur est que les géants ossètes ne se caractérisent ni comme chasseurs ni comme coureurs() 1959, p. 172, fn. 1
the wæyug went hunting
hunter
god of wind
hunter
fairy-tale giant
giant
huge
hell
hulk
great
unclean
often in application to an(evil spirit :wääba daw ) 15